Пытаясь ответить на этот вопрос, каждый передышку Винсент Ван Гог, западная вирджиния Вульф и Робин Долларов. Это люди, которые, несомненно, являются творческими натурами и при этом испытывали серьезные проблемы с душевным здоровьем. На самом деле, примеров так много, что трудно сомневаться в связи между психическими отклонениями и творчества.
Подтверждает ли эту связь научные исследования? Скорее всего нет, чем да. В реальности, серьезных работ на эту тему довольно мало. Из 29 исследований, проведенных до 1998 года. года, в рамках 15 не удалось установить желаемые отношения, 9 работ подтверждают, и еще 5 не дают четкого ответа. Кроме того, большинство этих исследований были раньше, обзора литературных данных, чем в строгих научных экспериментах, которые под силу установить однозначную причинно-следственную связь.
Главная трудность, стоящая на пути исследователей, — отсутствие четкого определения творчества. В связи с этим, исследователи часто работают с упрощенными (рабочих) моделей творчества. Например, в исследовании 2011 года. года ученые определяют творческие способности человека, происходит из сферы своей деятельности. Все художники, фотографы, дизайнеры и ученые были автоматически отнесены исследователями к категории творческих людей, независимо от специализации и достижений работников. На основе данных, швеции переписи населения, ученые пришли к выводу, что люди, которые страдают от биполярного расстройства, было на 35% больше шансов быть представителями указанных профессий. В этом случае, ученые не принимают во внимание степень сложности заболевания, относя к биполярным тревоги, беспокойство, депрессию и шизофрению. Слишком короткий список проанализированных сфер деятельности не позволяет однозначно связать род занятий человека, с его склонностью к психическим отклонениям.
Чаще всего, для оправдания из-за психических расстройств с творчества цитируют исследование, Нэнси Андреасен (Nancy Andreasen), выпущенный в 1987 году. года. Исследователь анализировала психическое здоровье 60 человек, половина из которых были писатели. Оказалось, Андреасен, писатели были более склонны к биполярному расстройству, чем остальные участники исследования.
Независимо от того, на значительную цитат, это исследование подвергалось серьезной критике. В частности, ставят под сомнение эффективность подхода, основанного на интервью, — для получения достоверных данных требуется более четкие и ясные критерии. Критики Андреасен также указал, что для большей объективности интервьюер не должен был видеть участников исследования — впечатление от взгляда и манеры собеседника, а также от места, где происходит разговор, могут в значительной степени неправильно, выводы исследователей. Например, многие писатели для встречи с Андреасен выбрали любимые «творческого убежища» — укромные места, где могут быть вовлечены в работу, тем самым устраняя помехи. Такой выбор мог быть неправильно истолкован автором работы, как проявление социофобии или других отклонений.
Известны и более обширные исследования, опубликованные в первой половине XX века. Например, в 1904 Хэвелок Эллис (Havelock Ellis) изучил биографии более 1000 творческих личностей и не нашел ничего общего между нарушениями психики и заболеваний. В 1949. году эти выводы подтвердило новое исследование, охватившее 19 тысяч немецких художников и ученых, которые жили в течение нескольких лет триста назад.
Почему, несмотря на отсутствие научных доказательств, связь безумия и гениальности сегодня нам кажется почти аксиомой? Психолог Арне Дитрих (Арне Dietrich) объясняет это так:
«Мы видим только то, что находится на поверхности. История о том, как Ван Гог отрезал себе ухо, как и давние споры о правдивости этого факта, делают эту пример в нашем сознании необычно яркими. Мы не можем быстро вспомнить художника, который был и гением и психически здоровым. Интуитивно, мы уверены, что те факты, которые легче всего запомнить, случаются чаще. Так, яркие примеры часто ошибочно считаются типичными».
В связи ли гений с психическими отклонениями?
Алексей Кудрина О Том,