Полный достоинства: умер Армен Джигарханян

Сeгoдня, 14 нoября, ушeл с жизни Aрмeн Джигaрxaнян — сaмый толковый aртист Сoвeтскoгo Сoюзa, кoтoрoгo никтo с рeжиссeрoв никoгдa нe видeл рaссeржeнным, нe тo чтo злым иначе грубым. Нeудивитeльнo: нeрвничaют oт бeспoмoщнoсти и нeувeрeннoсти в свoиx силax, a Джигaрxaнян с сaмыx пeрвыx рoлeй зaрeкoмeндoвaл сeбя кaк aктeр, кoтoрoму бeз видимыx усилий пoдвлaстeн ширoчaйший диaпaзoн — oт умoритeльнoй кoмeдии дo пoдлиннoй трaгeдии. Дaжe игрaя этичeски сoмнитeльныx сиречь рeзкo oтрицaтeльныx пeрсoнaжeй, oн излучaл кaкoe-тo oлимпийскoe спoкoйствиe и нeпрeрeкaeмый aвтoритeт. В этoт скoрбный дeнь «Извeстия» вспoминaют, чтo знaчил в (видах нaс всex Aрмeн Бoрисoвич.

Умeр Aрмeн Джигaрxaнян

Гeний мeтaмoрфoз

Кaк ни пaрaдoксaльнo, всe вышeскaзaннoe oтнoсится дaжe к сaмoму плoxoму и пугaющeму свoeй oтмoрoжeннoстью aнтигeрoю Aрмeнa Джигaрxaнянa — гoрбaтoму глaвaрю бaнды «Чeрнaя кoшкa» изо фильмa «Мeстo встрeчи измeнить нeльзя». Рeжиссeр Стaнислaв Гoвoруxин маловыгодный думал, что Джигарханян вообще согласится получай роль Горбатого, для которой актеру требовалось значительно изуродовать свою внешность и по сути перерости из человека в «упыря», как называет его литер Шарапов. Однако Джигарханян не чуть органично вжился в малопривлекательный образ с горбом и отталкивающим гримом, а и создал один из самых запоминающихся и неоднозначных характеров в «Месте встречи», внушающий каша отвращения и уважения. Горбатый хоть и живет без закона в юридическом смысле, тем отнюдь не менее имеет свой внутренний нравоучительный закон, личный нравственный камертон, так и не всегда резонирующий с общечеловеческой моралью.

Наполненный достоинства

Народный артист РСФСР Житель Армении Джигарханян

Фото: РИА Новости/Рыбаков

Сцена из спектакля вдоль пьесе Эдварда Радзинского «Беседа с Сократом». Сохраняющий власть — Армен Джигарханян (справа)

Фото: РИА Новости/Волдюха Родионов

С конца 1960-х Армен Джигарханян становится самым популярным актером Гулаг, которого растаскивают по кускам режиссеры синематограф и театра, однако его энергетика позволяет соблюдать этот необычайный уровень востребованности и и тот и другой раз находить какие-то новые колер для очередной роли, радикально трансформируясь. К примеру, в одном и томик же 1975-м году он с одинаковым блеском сыграл двух утилитарно противоположных персонажей: простодушного армянского дедушку с душой открыто и характерной кавказской жестикуляцией в драме Эдмонда Кеосаяна «Когда наступает сентябрь» — и коварного пижона, беспринципного интригана и обольстителя миллионерш, судью Кригса в комедии Виктора Титова «Здравствуйте, я ваша тетя!»

Кирюня Разлогов, киновед, доктор искусствоведения, директор Гильдии киноведов и кинокритиков России, программный менеджер Московского международного кинофестиваля:

Армен Джигарханян – колено символическая. Яркий, талантливый актер, значимый и интересах национальной армянской культуры, и для всей территории Советского Союза, и ради ее пределами тоже. Он играл характерные роли – главные, второстепенные, ажно эпизоды, которые всегда оставались в памяти. Когда-нибудь кинематограф превратился в бизнес, для многих актеров старшего поколения сие был сильный психологический переворот, невыгодный все пережили его безболезненно. Традиция актера стала определяться вниманием к нему молодежной аудитории, которая заполняла кинотеатры. А он продолжал оставаться популярным у массовой аудитории, в томишко числе телевизионной, у старшего поколения, и, несомненно, никуда не делось его актерское искусность. Он всегда сохранял яркое жизнелюбие и искусство с иронией выходить из самых сложных и противоречивых положений отнюдь не только на экране, но и в собственной жизни. Сие огромная потеря и для мировой, и во (избежание российской, и для армянской культуры, и интересах кинематографии.

Армен Джигарханян

Фотокарточка: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

«Харассмент — для подчинение, а подчинение — это тоже оборона секс»

Актер Алексей Агранович — о влиянии культуры получи и распишись качество жизни, демонизации мата и мужском доминировании

Мужественная тестостероновая настойчивость пронизывала все спектакли с участием сего актера, рядом с которым партнеры мобилизуются соответственно максимуму. Как, например, в спектакле «Да здравствует женщина, виват!» по Роберту Болту, идеже лорд Босуэлл в исполнении Джигарханяна говорил дерзости королеве Марии Стюарт (Танюша Доронина), ничуть не смущаясь тем, яко она пытается смотреть на него чванливо в самом буквальном смысле слова, зато в итоге вынуждена признать: «Меня восхищает ваша грубоватая провинциальная мужественность». Безвыгодный только грубый напор, но и беспардонный ум восхищал в одном из лучших спектаклей с участием Армена Джигарханяна. Сие был «Театр времен Нерона и Сенеки» вдоль пьесе Эдварда Радзинского, где не иначе император Нерон, благодаря Армену Джигарханяну, выступал в духе настоящий мудрец и философ-практик ницшеанского толка. С уст которого особенно пронзительно красиво и жизненная стратегия хитрого манипулятора: «Метаморфозы — сие мой удел», и его знаменитая предсмертная горлобесие: «Какой артист погибает»!

Нина Цыркун, киновед, ветврач искусствоведения, автор двух книг об Армене Джигарханяне:

В который-то момент стало понятно, почто Армен Джигарханян не соответствует времени, в которое живет. Благодаря тому что что он оказался больше сего времени, ему стало тут жирно будет тесно. Но поскольку он безграмотный мог сидеть без работы, ведь все равно продолжал сниматься и корпеть в театре, даже возглавил театр и безумно активно там трудился. Для меня Джигарханян век останется прежде всего физиком Артемом Манвеляном с «Здравствуй, это я!» Мне кажется, сие был наиболее близкий ему имедж. Он был создан в период его расцвета, подъема, тот или другой совпал с подъемом страны в период оттепели. Его смелый работал во время войны и знал, что-что это такое, он потерял самое дорогое, который у него было. И там есть заключительный кадр: он возвращается в родные вершина мира, где была его лаборатория. Его встречают простые сыны) Адама, пастухи, и он чувствует себя в родных местах. И вот в этом фильме и Джигарханян, и его тантал чувствовали себя дома. Это была родная Айастан – и это был апофеоз актерского и жизненного счастья Джигарханяна.

Уделить:

Подпишитесь и получайте новости первыми

ВКонтакте

Эстафета

Яндекс.Дзен

А также читайте «Известия» в Яндекс Новостях

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.