Когда-нибудь в не очень далеком будущем вода, текущая из вашего крана, перестанет быть просто потоком воды и приобретет некую толику интеллекта. Она сможет литься целенаправленно в подставленную чашку или миновать ваши руки в случае, если температура воды достаточно высокая. Более того, полусферический водяной занавес, который бьет из специального крана, сможет обрести множество удивительных форм и это отвлечет вас от утомительного процесса мытья посуды.
Эта идея уже реализована в некотором роде специалистами лаборатории Media Lab Массачусетского технологического института. Созданное ими устройство HydroMorph является «динамической пространственной водной мембраной», которая может превратить поток воды в что-то странное. Более того, все это обладает интерактивными функциями, которые позволяют воде творить вещи, на которые она неспособна в обычных условиях.
Кроме создания множества форм с плещущейся воды, устройство HydroMorph может выполнять несколько полезных функций. Текущая из крана вода сможет сама напомнить вам о необходимости закрыть кран и не тратить воду впустую, она сама может наполнить подставленную чашку, направив поток исключительно в ее, при мытье рук управляемый поток поможет вам сделать это максимально эффективно и быстро, а в случае, если вы открыли горячий кран слишком сильно, то поток воды будет миновать ваши руки, чтобы не ошпарить их кипятком.
Идея, легшая в основу создания устройства HydroMorph, была заимствована у художницы Юки Суджихары (Yuki Sugihara), которая превратила обычные полусферические «зонты» в странные статические фигуры пауков, бабочек, цветов и т. п. Но специалисты из Массачусетса расширили это понятие и добавили в его динамическую составляющую, создав водяную мембрану, с которой можно взаимодействовать определенным образом.
Система HydroMorph представляет собой специальный кран, который создает цельную полусферической водяную мембрану. В его состав также входит 10 маленьких элементов в форме наконечника стрелы, которые связаны с отдельными электрическими приводами. Эти «стрелки» установлены вокруг основного крана и направлены вверх. Подъем одной «стрелки» приводит к появлению разрыва в водяной мембране, а несколько «стрелок», поднятых на разную высоту, позволяют придать водной мембране достаточно сложные формы, используя силы поверхностного натяжения, принципы динамики движения жидкостей и другие физические явления.
Интерактивную составляющую дает камера, установленная выше системы HydroMorph, а ее возможности по формированию более сложных форм могут быть расширены путем увеличения количества управляющих элементов потоком воды, «стрелок». Кроме этого, в скором времени исследователи планируют модернизировать их систему, добавив в нее элементы, которые позволяют регулировать начальные размеры и толщину водной мембраны.
Глядя на все это, можно высказать какие-то сомнения насчет практичности такой технологии. Единственным очевидным применением технологии HydroMorph могут стать своего рода интерактивные фонтаны, установленные на площадях или в парках, и которые позволяют людям поиграть с формами падающей воды.