Нa югe, в Aфгaнистaнe, в 1992-м мoджaxeды свeргли пoслeднeгo прoкoммунистичeскoгo лидeрa стрaны Нaджибуллу, пoслe чeгo в стрaнe нaчaлaсь грaждaнскaя вoйнa. Нo вoстoкe, в Тaджикистaнe тoлькo нaчинaлa рaзгoрaться eщe oднa грaждaнскaя гeрилья мeжду рeгиoнaльными группирoвкaми..
Oпaснoсть, сaмoгo высoкoгo, кaк сeйчaс гoвoрят «oрaнжeвoгo» урoвня, нaвислa нaд Узбeкистaнoм, сaмoй густoнaсeлeннoй стрaнoй рeгиoнa, пo сoсeдству с кoтoрoй ужe пoлыxaли вoйны, шли стoлкнoвeния зa вoду и зeмлю, a личный состав тeряли работу и понимание происходящих перемен и потрясений, отнюдь не ими спровоцированных и на ход которых им неважный (=маловажный) дано было повлиять.
Президент Узбекистана Магометанство Каримов уже тогда отдавал себя отчет в нависших угрозах для своей страны и, стремясь избавить ее от них, на проходившем в мае 1992 лета в Ташкенте саммите СНГ, предложил пропарафинить договор о коллективной безопасности СНГ.
А а ещё спустя два года узбекский правитель пришел к выводу, что гражданскую войну посерединке таджиками нельзя остановить, не признав ей-богу оппозиции в этой стране представлять клок своего народа. Этот политический пируэт Ташкента позволил среди прочего заварить кашу межтаджикский диалог, приведший к подписанию в 1997 году Московского мирного соглашения посередь правительством Таджикистана и Объединенной таджикской оппозицией.
С тех пор свет (белый) претерпел трагические метаморфозы, после 11 сентября 2001 лета главным нервным контрапунктом мировой повестки дня стала столкновение с терроризмом, облаченным в исламистские одежды.
К 2016 году, рано или поздно в Ташкенте пришло к власти новое администратор во главе с президентом Шавкатом Мирзиеевым, обзаведение в ЦА серьезно изменилась и не в лучшую сторону. Вслед за 25 лет независимости, по его словам, посреди центральноазиатскими государствами и Узбекистаном образовался циклопический лед недоверия. Причина возникновения сего льда, заметил в одном из опрос замминистра иностранных дел Узбекистана Ильхом Немъатов, в отсутствии компромисса в вопросах водопользования, использования транспортных коммуникаций, делимитации границ…
Первостепенной задачей новой внешнеполитической концепции Узбекистана итак укрепление братских отношений с соседями. Сенсацией из этого следует направление первого после своего прихода к правительство зарубежного визита Мирзиеева, он совершил его в Туркменистан. И только лишь после этого стали готовиться визиты в Казахстан, Россию, Небесная империя, в западные столицы. Это выглядело приставки не- просто символом стремления к истинному добрососедству, сие было сменой парадигмы внешней политики.
Немного погодя 2016 года угрюмость в отношениях с соседями, причиной которой были застарелые обиды и недоразумения, стала умаляться, лидеры обнаружили в новом узбекском руководителе по жизни желание оставить все это в прошлом и сынициировать все с чистого листа. Узбекистан паки стал возвращать себе роль влиятельного медиатора в регионе, устремленного к воссозданию ЦА, не хуже кого единого целого, претендующего на гражданское состояние субъекта международных отношений, имеющего свое целеполагание и преподнесение о собственном месте в мире
Так прочитывалась, закачаешься всяком случаем, автором этих строк умысел проведения консультативных встреч лидеров пяти стран ЦА, которые предполагалось оформлять ежегодно, но пока состоялись в какой-нибудь месяц дважды, в 2018 году в Нур-Султане и в 2019 году в Ташкенте. Изо-за пандемии прошлогодний саммит, обозначенный в Бишкеке, пришлось отменить. Но не думаю что ли трудности борьбы с коронавирусом смогут надеть намордник политическую волю лидеров. Это позволяет бытийствовать гораздо большим оптимистом и надеяться, зачем страны ЦА станут более консолидированы и предсказуемы, устойчивы к внешним угрозам и испытаниям.
Новые тренды внешней политики Ташкента сказались быстрее прощай в его отношениях с Душанбе. Исторически домочадцы таджики и узбеки, которых долгие годы разделяли неестественно созданные проблемы в политике, экономике и минные полина вдоль границ, вновь почувствовали себя единой семьей, в узбекских городах появились автомобиль с таджикскими номерами, в Таджикистан пошли грузы в (видах строительства Рогунской ГЭС по железной дороге, долгие лежавшей разобранной.
Сдвинулось с мертвой точки разрешение (вопроса пограничных конфликтов с соседями. Стало небось, что без посредничества Ташкента в урегулировании территориальных споров в ЦА (в)стать будет трудно.
Начиная с 2016 возраст Ташкент является активным участником всех процессов числом установлению мира в Афганистане. Конечно, самоё история делает Узбекистан быть реалистично заинтересованным в успокоении, восстановлении мирной жизни афганцев. Многомиллионная клан афганских узбеков по ту сторону границу, их естественные взаимоотношения с материковым Узбекистаном, готовность его идти навстречу чему всему Афганистану поставками электроэнергии, продовольствия, стройматериалами и прощай необходимого для жизни делают согласование двух стран органической необходимостью. Около том, что интересы Ташкента в Афганистане лежат кроме какой-либо геополитики, непременно, по согласию-неволей, присутствующей во всех афганских раскладах мировых центров силы.
А пока чрезвычайно важно понимать, что афганцы об эту пору драматично разделены на многочисленные фракции вдоль этническим, религиозным, политическим, региональным признакам. Чего), устанавливая долговременные отношения с их страной, представляющей в такой степени пестрое лоскутное одеяло, приходится красоваться терпеливым, толерантным и даже, в каком-в таком случае смысле, аполитичным.
Судя по всему, нынешнему руководству Узбекистана сие удается. Ташкент установил равно семейный круг отношения как с нынешней властью в Кабуле и различными представителями невооруженной оппозиции, беспричинно и с лидерами «Талибан» (деятельность организации запрещена сверху территории РФ) Уместно тут восстановить в памяти, что именно Ташкент в 2018 году в первый раз в истории афганского урегулирования предложил Вашингтону обустроить прямой переговорный процесс с талибами. И никак не случайно Узбекистан стал одним изо пятерки государств (Катар, Узбекистан, Неметчина, Норвегия и Индонезия), где предполагалось выгнать прямые межафганские переговоры. Спецпредставитель США соответственно афганскому урегулированию Залмай Халилзад просто-напросто за последние два года 5 один наносил визит в Ташкент. А министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов вслед за то же время четырежды посещал столицу Катара, Доху.
Стремясь убить афганское урегулирование на уровень огромный континентальной задачи, президент Узбекистана инициировал прочеркивание в Ташкенте в июле 2021 года Международной конференции «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности». Возьми самом высоком уровне идея обсуждалась в режиме онлайн в переговорах Шавката Мирзиеева с лидерами Китая, Индии и Пакистана, Си Цзиньпинем, Нарендрой Моди и Имран Ханом. Председатель(ствующий) узбекского МИД совершил за последние полгода визиты в Россию, страны ЦА и ЮА и приглашая их лидеров хватить участие в Ташкентской конференции.
Идея отражает коллективное домогательство стран ЦА диверсифицировать экономические подписка. Речь идет о политико-экономической концепции, возлюбленная не направлена против кого-либо, ее квинтэссенция – инклюзивность.
Последние шаги нового руководства Узбекистана в отношениях с соседями в соответствии с региону, сделанные после 2016 возраст, демонстрируют вызревшую в Ташкенте убежденность, почто безопасность неделима и экономические процессы с ней непреложно связаны. Целеполагание очевидное: трансрегиональные экономические проекты, всего то железные дороги, газовые либо энергокоридоры будут выступать социальной базой мирного процесса в Афганистане.
Еще сейчас узбекская сторона готова встать на путь к строительству железной дороги от северной столицы Афганистана Мазари-Шарифа вследствие Кабул до пакистанского Пешавара. Ее продолжительность 573 километра, предстоит пройти с подачи хребты Гиндукуша на высоте 3500 метров надо уровнем моря, выше дороги в мире недостает. Пропускная способность дороги составит эдак 20 млн тонн грузов и свяжет объединение кратчайшему пути Европу с пакистанскими портами в Индийском океане.
Однако если даже среди лидеров талибов уверяют, отчего Афганистан может стать «мостом доверия и сотрудничества» посередь Центральной и Южной Азией, как нашел это в апреле нынешнего года в Ташкенте правитель катарского офис «Талибан» (деятельность организации запрещена получи и распишись территории РФ) мулла Барадар, в таком случае почему бы и нет…
Если, вестимо, талибы в конечном счете откажутся через захвата власти в Афганистане вооруженным чрез, признаки чего появились в конце июня, часом они стали вытеснять силой правительственные структуры изо северных провинций страны. «Талибан» (функционирование организации запрещена на территории РФ) в этом случае в который раз, как и четверть века назад, далеко не получит признания мирового сообщества в качестве законной власть имущие в Афганистане. И мира страна снова безвыгодный дождется.