Многие из наших читателей, наверное, помнят одну из первых компьютерных игр 1980-х годов под названием «Pac-Man», которая по популярности не очень значительно уступала в свое время знаменитому «Тетрису». А ученые из Университетского колледжа юго-восточной Норвегии (University College of Southeast Norway) впервые перенесли сюжет игры «Pac-Man» в реальную жизнь. В лабиринт заполнен жидкостью, характерной для этой игры формы и размером не более одного миллиметра, они запустили группу микроорганизмов и наблюдали, как эти микроорганизмы упорно ищут друг друга.
Микроорганизмы, которые стали реальными участниками игры «Pac-Man» относятся к классу инфузорий (ciliates) и одноклеточных вида евглена (euglena), которые, изображая из себя Пак-Мана, стремятся избежать многоклеточных организмов вида коловратки (rotifers), которые, в свою очередь, стараются их пожрать как в компьютерной игре. Исследователи добавили игре микроорганизмов большего сходства с компьютерной игрой, применив характерное синее освещение и световую индикацию событий, происходящих событий.
Согласно Эрику Эндрю Джохэннессену (Erik Andrew Johannessen), профессору Отдела технологий микро — и наносистем (Department of micro — and nanosystem technology), такие сложности, связанные с изготовлением и использованием сложных микрожидкостных устройств, которые позволяют избавиться от некоторых проблем, с которыми ученые-микробиологи сталкиваются во время проведения экспериментов в обычной чашке Петри. В среде этой чашки микроорганизмы разных видов смешиваются друг с другом, а сама чашка Петри не позволяет использовать все возможности технологий микроскопии.
Более тонкие и плоские «микролабиринты» позволяют исследователям изучать поведение микроорганизмов в среде, более близкой к их естественной среде обитания, которая моделируется в виде микроскопических каналов и других элементов лабиринта.
Проект, в ходе которого ученые и устроили микроорганизмов в игру «Pac-Man», продолжается уже на протяжении одного года. А в ближайшем будущем группа профессора Джохэннессена планирует создать кто-то вроде цифровой системы, которая даст возможность с высокой точностью отслеживать перемещение каждого из микроорганизмов в лабиринте, что может быть использования для поиска объяснений некоторых особенностях их поведения.