Уроки жизни легендарной актрисы
Она ни на минуту не останавливается, чтобы перевести дух, выпускает одну премьеру за другой, много снимается, ездит на дальние гастроли. При этом один из принципов жизни Татьяны Васильевой — «служенье муз не терпит суеты». Ей несвойственна успокоенность, как и самоуверенность, хотя, наверное, она принадлежит к тем актрисам, которые могут все. Одни ею восхищаются, другие так же горячо не принимают. По одной и той же причине — она яркая индивидуальность.
О профессии
В театре все — средний пол, начиная от гардеробщиц и заканчивая артистами. Мужчина приобретает женские черты, женщине нужна сила и мужская хватка, чтобы никто не увидел твоих слез.
Если ты в своей биографии позволяешь себе что-то шумное, то уже меньше интересуешь публику как певица или актриса. Наступает момент, когда приходят просто на тебя посмотреть.
Я никогда не старалась понравиться публике. Мария Каллас, которую я играла, говорила: «Публика — враг. И ты должен победить ее». Это правильно.
Чем больше я могла как актриса, тем больше становилась уверенной в себе. Может быть, не как женщина, но как личность, точно.
У великой актрисы не может быть счастливой женской судьбы. Огромный талант отнимает все: время, энергию, душу. Ничего не остается, потому что ты вся выхолощена.
О возрасте и внешности
Твой образ жизни, характер, мировоззрение обязательно отражаются на лице. Можно стареть очень достойно и оставаться красивой и манкой женщиной в любом возрасте. Например, к Софи Лорен я даже не могу применить слово «старость».
Если я не чувствую своего возраста, значит, он не должен отражаться на моей внешности. Люди, которые ходят в театр, смотрят кино, любят меня, не хотят видеть, как я старею. И я им помогу в этом.
Возраст всегда дает преимущества, потому что ты становишься мудрее и на многое смотришь уже иначе, без истерики, без лишних страхов.
Я не думаю о том, что будет через десять лет. Я перестала думать об этом, перестала считать дни. Просто идет время, в котором я еще не все успела сделать. Сейчас я живу ближайшим часом.
О себе
Для меня уже давно определено, что заслуживает внимания, что — нет, на что я могу реагировать, а на что — не имею права. Организм уже срабатывает автоматически. Когда человек ведет себя глупо, я могу указать ему его место. Но бываю бессильной перед хамством, беспричинной злобой, национализмом.
Если у меня что-то не получается, в работе или во взаимоотношениях с людьми или в семье, то я всегда ищу причину в себе. Понимаю, что допустила ошибку. И обязательно ее нахожу.
Я выросла в коммунальной квартире, в которой было тридцать комнат, жили тридцать семей, была общая кухня с двумя раковинами и один туалет. Потом десять лет жила в общежитии. Поэтому я быстро адаптируюсь в любом сожительстве.
Если бы у меня не было детей, у меня был бы комплекс неполноценности. Я не стала бы такой актрисой без них.
Надо уметь прощать друг друга во имя чего-то большого, того, что сделано. Очень просто всего этого лишиться. Сохранить намного труднее.
Во мне живет маленькая ранимая, доверчивая девочка. Но она почти не выходит на поверхность, потому что эта девочка должна быть только моей.
Мне всегда всех жалко. Я никогда никого не хотела обижать. И не обижаю до последнего момента. Хотя меня люди не щадили. Я прошла через все это. И, как оказалось, все пошло мне на пользу.
Я горжусь своей независимостью. Не завишу ни от мужей, ни от театра. Я не жду ни от кого милостей, хотя все еще, увы, может быть. Если бы я даже имела мужа-миллионера или богатых родителей, все равно хотела бы работать и зарабатывать сама.
О мужчинах
С мужчинами я очень хорошо дружу. Это самые ценные, самые долговечные отношения. Если мы друзья, то мы никогда не скажем друг другу: «Не получилось».
Влюбляться, конечно, же, хорошо, но приводить все к какому-то логическому завершению нет смысла. И в этом нет ничего печального. Если это сильное чувство, я просто себя к этому готовлю, чтобы потом не было больно и трагично. Я знаю, что настанет день, когда-то кто-то кому-то скажет: «Достаточно».
Взрослея, я поняла, что для того, чтобы нравиться мужчинам, не нужно стараться нравиться. Мужчины сразу пугаются таких женщин и, как правило, пытаются от них убежать.
Между партнерами на сцене и в кино желательны хорошие отношения, но в любовные связи лучше не входить, потому что они обязательно закончатся, и тогда может начаться конфликт. Конечно, я влюблялась в своих партнеров, но чаще всего не доводила это до романа, чтобы их не потерять.
татьяна васильева, жизненные уроки