Раскрыты секреты поста у русских царей

Цaрь Фeдoр Иoaннoвич, кoтoрый пoлучил прoзвищe Блaжeнный, кaк xoзяин oгрoмнoй стрaны, дoстaвшeйся eму oт oтцa, Ивaнa Грoзнoгo, никудa нe гoдился. Зaтo этoт гoсудaрь «смирeниeм был прoслaвлeн, o дуxoвныx дeлax зaбoтился, нa милoсть был щeдр». Пaтриaрx мoскoвский Иoв писaл o нeм: «Тeлo жe свoe всeгдa изнурял цeркoвными службaми, пoвсeднeвными мoлитвaми и пoклoнaми, всeнoщными бдeниями, вoздeржaниeм и пoстoм». Нaдo ли гoвoрить, чтo aпoгeeм тaкoгo пoвeдeния цaря стaнoвились отрезок времени Вeликoгo пoстa.

В тo врeмя эти сeмь нeдeль нa Руси были пeриoдoм oчeнь стрoгиx зaпрeтoв, кoтoрыe сoблюдaли всe — oт пoслeднeгo крeстьянинa дo oбитaтeля цaрскиx пaлaт в Крeмлe. Пoрядoк выпoлнeния пoстничeскиx прaвил, гoвeния, был излoжeн в спeциaльнoй книгe, гдe, в чaстнoсти, укaзывaлoсь, чeм питaться в «Вeликoe, Пeтрoвo, Гoспoжинo и Филиппoвo гoвeйнo». Aнглийский диплoмaт Джoн Флeтчeр, живший в Мoсквe в 1586–1589 гг., писал, почто русские, в том числе и царь, инда во время болезни не едят скоромного.

Строгими постниками были и первые русские государи изо рода Романовых.

Своеобразный ритуал исполнялся рядом основоположнике этой царской династии — Михаиле Романове (к слову уронить, в 1613 году его выбрали царем в блюдо воскресенье Великого поста). На первой великопостной неделе в государеву резиденцию съезжались представители с нескольких десятков монастырей. Каждый ходок подносил Михаилу Федоровичу «по хлебу, после блюду капусты и по кружке квасу». Отвечая для такие дары, государь устраивал им трапеза напитками из царских погребов — вином, пивом, медами.

Постнические мировоззрение неукоснительно выполнял и следующий представитель романовской династии — «тишайший» правитель Алексей Михайлович. По свидетельствам придворных, в первые три дня Великого поста возлюбленный вместе с царицей и своими взрослыми детьми общо не принимал пищу, а обходился не более чем небольшим количеством воды. В последующий обскурация главного христианского поста Алексей Михайлович трапезничал полноценно (держи стол подавали горячие постные блюда) вдали не каждый день.

Вот а записал английский медик Самуил Коллинз, бывавший в царских палатах: «Великим постом скипетроносец Алексей обедал только три раза в неделю, а то-то и оно: в четверток, субботу и воскресенье, в остальные а дни кушал по куску черного содержание с солью, по соленому грибу аль огурцу и пил по стакану полпива. Рыбу симпатия кушал только два раза в Прославленный пост (на Благовещенье и Вербное воскресенье. — А.Д.) и соблюдал тутти семь недель поста…».

Ваша правда, бывало, что на какой-ведь день Великого поста приходились праздник одного из членов царской семьи. По мнению случаю такого праздника обитателям кремлевского дворца разрешалось вкусить: на стол для них подавали «капусту сырую и гретую, грузди, рыжики соленые, сырые и гретые, и ягодные кушанье, без масла».

По сравнению с ограничениями, принятыми вот время поста в других православных церквях, распорядок, введенные у русских, казались очень строгими. Сие отмечали бывавшие в Москве иностранные месяцы. Например, представитель Антиохийской патриархии архидиакон Маленький Алеппский признавался, что, находясь в Первопрестольной, их делегация безвыгодный могла найти «иной пищи, в придачу размазни, похожей на вареный овощ и бобы». Столь скудное меню заставляло южан разглядывать «неописуемую муку». В своих записях архидиакон Палюня, с трудом переживший столь жесткие ограничения подле выборе постной пищи, заклинал своих единоверцев с Сирии, чтобы они не жаловались держи правила поста, установленные в их стране: они ни (чуточки легковесные по сравнению с московскими великопостными обычаями.

К слову сбрендить, уже упомянутый англичанин Коллинз написал, зачем государь во время поста инда ел из отдельной, «постной» посуды. А накипь «скоромные» миски-тарелки-ложки убирали к чертовой бабушке, и он ими не пользовался вплоть накануне разговения на Пасху.

Сын царя Алексея Михайловича Петюка, унаследовавший от него в итоге великорусс трон, в молодые годы сохранял отцовские заветы и точно соблюдал великопостные правила. Хотя а там, побывав в Европе и начав продвигать тамошние нравы, достижения и моду в Россию, от прежних строгих правил отошел. Неприятности о строительстве новых крепостей, городов, военные походы и (тактические) учения, спуск боевых кораблей на воду, увеселительные ассамблеи, заседания с иностранными специалистами — по сей день это мешало выполнению в полной мере ограничений, налагаемых согласованно принятому издавна регламенту Великого поста. Опять-таки, отчасти российскому императору помогали тут. Ant. там его гастрономические пристрастия. Ведь Камень Алексеевич предпочитал простую пищу: кислую капусту, свеклу с постным маслом и уксусом, жареные лешье мясо, блюда из гороха, а еще каши: овсяную, пшенную, гречневую, перловую. Не принимая во внимание того, любил он свежий золотисто-желтый хлеб и овсяное толокно. Так по какой причине даже в пост его величество был способным получать полноценное удовольствие от еды, приставки не- нарушая церковных ограничений.

Алексей Михайлович.







Наследница Петра Великого царица Елизавета Петровна по части соблюдения христианских правил хоть и прилагала усилия, однако часто они оказывались тщетными изо-за приверженности государыни к веселой и легкой жизни. В качестве примера годится. Ant. нельзя привести ее путешествия на священнодействие.

По тем временам существовала так заведено: ходить из Москвы в Троице-Сергиеву лавру «поклониться преподобному Сергию». Не кто иной ходить, преодолевая путь около 70 верст пешедралом! На Троицкой дороге даже построены были постоялые дворы исполнение) ночлега паломников-пешеходов, а к услугам царей имелось одну каплю специально возведенных путевых дворцов. Вета Петровна тоже ходила «к преподобному». Тем не менее хождение это происходило весьма нетипично. Царица не желала ночевать в путевых дворцах, предпочитая их скромному комфорту неизмеримо более привычные и уютные императорские покои в Кремле. А вследствие чего…

Выйдя из Москвы по Троицкой дороге, скипетродержица преодолевала в сопровождении свиты до вечера 10–15 верст. Следом садилась в карету и возвращалась на ночлег в Цитадель. Утром ее отвозили на в таком случае же место, до которого симпатия дошла накануне, и Елизавета Петровна продолжала неординарный пеший путь. Преодолев следующий денной переход, она снова уезжала в экипаже для ночевку в кремлевский дворец. После отдыха ее паки привозили к месту предыдущего схода с маршрута… Вона так за 4–5 дней царица и преодолевала получи и распишись своих двоих все расстояние давно Троице-Сергиевой лавры.

Подобный но облегченный подход «дщерь Петрова» использовала и рядом соблюдении правил во время постов, в фолиант числе и во время Великого поста. С одной стороны, симпатия честно старалась в эти семь недель отрицать от скоромной пищи. Но с противолежащий стороны, благодаря искусству придворных поваров с успехом заменяла мясные и молочные блюда их имитацией изо разрешенных церковными правилами продуктов. Середи таких «постных деликатесов» на трапеза императрице подавали, например, творог с макового молока, жаркое из рыбного фарша, почитай (что) неотличимое по вкусу от настоящего мяса, сыр зеленовато-серый…

Следующая по списку — владычица российская Катюша Великая. Приняв в молодости православие и превратившись с Софьи Августы Фредерики в Екатерину Алексеевну, немецкая гений чистой красоты, по крайней мере внешне, демонстрировала большую наклонность к традициям православия. Поэтому, когда наступал Немалый пост, государыня пыталась его выдерживать роль. Но моральных сил у нее хватало едва на то, чтобы выдержать в такой степени строгие ограничения на протяжении двух недель — первой и Страстной. В поток остальных пяти постнических седмиц царское обожратушки во дворце мало уступало своим изобилием и изысканностью периоду отсутствия «лимитов нате еду». Вот лишь некоторые пункты список обедов и ужинов Екатерины: каша стерляжья, ястык осетровая, печень белужья слабосоленая, пироги с вареньем и жанр, рисовая кутья с медом и изюмом… Баснословный Лукулл отдыхает!

Странным образом Большой пост «оконтурил» короткий период царствования императора Павла Первого. Сие благопотребное время в 1797 году пришлось бери февраль–март. К концу постнического периода царская пара — Павел Петрович с женой Марией Федоровной — приехала изо Петербурга в Москву, и на Пасху, 5 апреля, в Кремле состоялась торжественная торжество коронации. А четыре года спустя, в 1801-м, равным образом во время Великого поста, сюзерен Павел Первый был убит заговорщиками.  

Лизуха Петровна.







Внуки императрицы Екатерины Великой Алексюша Первый и Николай Первый, правившие Россией побольше полувека, фактически укрепили перенятую у августейшей бабушки схема поведения во время Великого поста. Строгое отказ в пище и отказ от светских мероприятий соблюдались ими непременно, как правило, лишь во эра первой седмицы и Страстной недели. То верно, Александр Павлович сделал заметное вольность из такого семейного романовского принципы. Во время войны с Наполеоном, эпизодически русская армия вместе с союзниками вела кампанию несмотря на. Ant. позади войск Франции в Европе, император решил изъявить европейским «верхам», насколько же российский монарх более предан вере, нежели погрязшие в безбожии вольнодумцы французы. Одним изо аргументов в свою пользу он избрал коли уж на то пошло именно скрупулезное исполнение всех канонических требований Великого поста. Недурно отдать должное его величеству, некто смог это сделать, силы воли хватило.

Куда трагично сложился Великий пост в 1881 году исполнение) императора Александра Второго. Он умер с тяжелых ранений при взрыве бомбы, брошенной революционером-народовольцем, 1 госпожа, когда шла первая седмица Великого поста. Клеймящий по сохранившимся записям, монарх успел завершить к говению и даже причастился буквально раньше своей внезапной гибели.

Предпоследний фараон династии Романовых Александр Третий подле всей его русской кондовости в свою очередь не изменил традицию своих предшественников. В ступень его царствования мясные блюда в дворце переставали подавать к столу не более того в начале Страстной недели.

Более прощай подробностей о принятых в царской семье правилах соблюдения Великого поста не возбраняется узнать из дневников Николая Второго. Его журнал убеждают, что прежние романовские свычаи и обычаи к исходу XIX века никуда не делись. Чуть начальные шесть великопостных дней король и его близкие проводили в строгих ограничениях. В субботу сверху первой седмице государь с супругой и детьми причащался Святых Тайн, а задним числом этого можно было вновь вздохнуть, по крайней мере молодому поколению, вплоть прежде начала Страстной недели.

Из дневника Николая Александровича Романова по (по грибы) 1892 год:

«16 февраля, воскресенье. Широкая масленая. Сейчас после завтрака поехал с Ксенией (сестрой, великой княжной Ксенией Александровной. — А.Д.) в балет «Царь Кандавл»… Баснословно весело поужинали у дяди Алексея и в конечном счете, … масленицу, вернулся домой в 3 ч. ночи.

17 февраля (затейщик день Великого поста. — А.Д.). Началось говение. Мысли и думы безлюдный (=малолюдный) совсем еще применились к церковному направлению а там масленицы. Но это не (ввалиться, мне нравятся противоположности. <…>

27 февраля (четверик второй седмицы Великого поста. — А.Д.). В 11 время. поехали к дяде Алексею на бал с цыганами. Было очень весело, пили недурно. Но все было прилично, ввиду этого что были дамы… Вечер окончился ни свет ни заря, ночи не было.

28 февраля. Мое удача, что у меня последствий от попоек получи и распишись следующий день не бывает. В пику, я себя чувствую лучше и как-в таком случае возбужденным! …В 8 час. обедали. По времени попал на пресловутый измайловский времяпрепровождение. Ant. работа (пирушку офицеров в гвардейском Измайловском полку. — А.Д.), застрял в полку давно 6 ч. утра — это уже продолжается двум ночи подряд, просто несносно! <…>

16 госпожа. Ужинали… с дамами. Потом я был и ажно пребывал в винных парах до 6 время. утра».

Вот таким искушениям поддавался Никуся, будущий российский император, а в ту пору до этого часа цесаревич, во время Великого поста 1892 лета.

Подобные же «постнические послабления» (бог) велел обнаружить, прочитав его дневник вслед другие периоды.

1893-й: 19 февраля, держи второй неделе Великого поста, на ночь глядя Николай Александрович «отправился в полк, сражался держи бильярде, а затем весело поужинал, начав с чудных устриц. Засиделись впредь до 4 ч.».

1894-й: 5 марта, в субботу, на первой неделе Великого поста, на царь причастился, а уже на последующий день вечером поехал во запошивочный театр, где шла «смешная оперетка».

1896-й: Получай сей раз суббота первой седмицы Великого поста пришлась для 10 февраля. А на следующий сутки после причастия, 11 февраля, скипетродержец сделал такую запись: «Должен надо признаться, что я с большим удовольствием накинулся для скоромную пищу!».

Об «излишествах» монарших трапез в недели поста дозволяется найти упоминания в записях людей, приближенных к императорскому двору. А именно, учитель царских детей Чарльз Сидней Гиббс вспоминал, по какой причине при дворе мясо не подносилось просто-напросто в первую и Страстную седмицу.

Справедливости вследствие следует отметить, что годы после, уже став «монархом со стажем», Никола Второй все-таки постепенно ужесточал запросы к самоограничениям во время Великого поста. Все-таки, до уровня тех суровых «постнических подвигов», которыми отличался его чужедальний предок царь Алексей Михайлович, возлюбленный так и не дошел.

Об этом хоть судить, например, по записям, которые нашел весной 1917 года протоиерей Афанася Белов, служивший в домовой церкви Александровского дворца, идеже содержались под стражей отрекшийся ото престола Николай Романов и его династия:

«27 марта (понедельник Страстной недели. — А.Д.). <…> Пре завтрак! На серебряных подносах в серебряных чайниках принесли ведь с булками, потом подали рисовые котлеты с белыми грибами, кипяченый судак с картофелем и на сладкое манные блины с варением и в решение кофе. Так что Великий тяжелый день оказался днем в придворной роскошной обстановке, с изысканным комфортом и близ обильном насыщении прекрасно приготовленными кушаньями. …Обед: щишки с грибами и при них пирожки, судачина отварной и печеное яблоко в сладком сиропе и чашка черного кофий… <…>

29 марта (среда Страстной недели. — А.Д.). Ленч: шинкованная капуста с солеными огурцами и чертово яблоко, рыба и кисель. <…> Обед: суп с грибами, рыбчонка и сухари в сладком сиропе с ломтиком ананаса…

1 апреля (отдых Страстной недели. — А.Д.). <…> Обед состоял с щей из свежей капусты с грибами, жареной рыбы, сладкого, (ароматные…»

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.