Прoщaниe с мелом: ситетский преподаватель в роли Робинзона Крузо

Пoкa наш брат мeтaлись в пoискax oбoрудoвaния и oсвaивaли нoвыe кoмпьютeрныe прoгрaммы, oкaзaвшиeся быть ближaйшeм рaссмoтрeнии нe тaкими уж и слoжными в упoтрeблeнии, нaчaльствo успeлo зaпoдoзрить нaс в лeни и прoфeссиoнaльнoй нeпригoднoсти.

Этoму спoсoбствoвaлa и нeoжидaннaя aктивнoсть нeкoтoрoй чaсти студeнтoв, oкaзaвшиxся нeвeрoятнo пoдoзритeльными и oбидчивыми. Да мы с тобой дaжe нe срaзу пoвeрили, кoгдa выяснилoсь, чтo oтдeльныe юныe сущeствa успeли в пeрвую нeдeлю дистaнциoнки, пoлную нeрaзбeриxи и нeрвoтрeпки, нaписaть нa нaс мaстeрски сoстaвлeнныe жaлoбы и пoтрeбoвaть вoзврaтa дeнeг зa oбучeниe — нa тoм oснoвaнии, почто преподаватель N не провел семинар онлайн, а токмо выслал на почту материалы к изучения и задания для выполнения. «Как манером)? — негодовали студенты с активной жизненной позицией. — Яко значит «изучить самостоятельно»? Мы собственными силами вообще ничего не понимаем!».

Выяснилось, точно есть такая категория студентов — лютик за законное право прогуливать. Сие тот, кто в «мирное время», давно карантина, на занятия ходил без участия особого энтузиазма, через раз, а так и через три, доклады вовремя без- готовил, упражнения выполнял через пень-колоду, получи и распишись лекциях упирался глазами в смартфон, а держи семинарах предпочитал отмалчиваться. И вот сего замечательного студента не обеспечили онлайн-занятиями в должном объеме! Видимо, ему следовательно непонятно, что он теперь достаточно с презрением игнорировать.

В общем, пока бурлили кончено эти страсти, преподаватели 45+ пришли в себя, обзавелись микрофонами, установили нужные программы и невозмутимо «вышли в эфир», лишив прогульщиков с активной жизненной позицией главного козыря в борьбе вслед их мифические права. Учебный эксплуатация пошел своим чередом, и вскоре у нас даже если появились силы осмыслить происходящее.

Без дальних разговоров мне хочется, подобно Робинзону Крузо, которого шутники в Интернете сейчас не раз назвали в числе пионеров самоизоляции, подступить к ведению записей в двух колонках: «Что в моем положении плохо» и «Что в моем положении хорошо».

Отсюда следует, «Что в моем положении плохо?». Полагаю, зачем со мной согласятся многие коллеги: разительно мучительным оказалось общение с черными прямоугольничками. Многие годы, ажно десятилетия, мы, преподаватели, были окружены людьми. Да мы с тобой привыкли встречаться со слушателями глазами, наблюдать за выражением лиц. Нам важнецки, в конце концов, видеть улыбки в отповедь на шутку. Но во старинны годы онлайн-занятий большинство студентов отказываются заключать в себе видео. Когда я попыталась узнать причину, девичьи голоса сказали ми, что невозможно показываться народу ненакрашенными. Подрастающее поколение люди промолчали, но лиц своих совершенно равно не показали. Чем бы ни была вызвана сия внезапная стыдливость, мне лично такого типа формат общения очень не числом душе. Черные прямоугольники с надписями (а в кои веки с фотографиями) вызывают у меня неотвязную ассоциацию с надгробиями, а утечка огромного и важного невербального пласта коммуникации делает ее необходимо ущербной.

Что еще плохо? В таком случае самое «мы ничего не понимаем», которое красной нитью проходило с подачи жалобы обидчивых студентов. Дистанционное воспитание выявило одну из важнейших тенденций нашего времени: молодое родословная с колоссальным трудом воспринимает письменный машинопись. Я говорю даже не о чтении учебника — сие занятие воспринимается молодежью примерно в качестве кого высечение искры с помощью кремня (трудоемко и малопонятно зачем). Нередко даже отдельное фраза остается то ли не дочитанным прежде конца (читатель переутомился), то ли понятым процентов возьми 30, как при чтении нате иностранном языке в первый год изучения.

Вотан небольшой пример. В двух разных группах первокурсников я предлагала тему доклада «Заимствованные плетение словес в центре общественного внимания». Казалось бы, вслед за материалом не надо далеко прогуливаться: через Сеть доступны многочисленные публикации СМИ, авторы которых ратуют ради очищение языка от иностранных слов, и в самом деле бесчисленные дискуссии на эту тему получи самых разных площадках. Однако студенты преданно присылали мне «доклады», состоявшие с перенесенной на слайды общей информации о заимствованных словах (изо каких языков они приходят, в области какой причине, как осваиваются русским языком). И ни болтовня об общественном внимании, упомянутом в заголовке!

А еще плохо в моем дистанционном положении? Естественно же, вал копипаста. Несть числа упражнениям, докладам, курсовым работам, присылаемым ми студентами и состоящим из чистой воды плагиата. Притом те, кто списывает, пользуются денно и нощно худшими источниками информации из всех возможных — такими, получи фоне которых пресловутая Википедия выглядит целиком благородно. Боже мой, сколько в Интернете законченно помоечных сайтов, где свалены бесформенной грудой какие-так анонимные рефераты и обрывки устаревших книг! И кой только ерунды не черпают из того места студенты, одержимые одной мыслью — отколоться от навязчивого преподавателя!

Возможно, у кого-нибудь возникнет тема: а что, до самоизоляции было другим образом? Интернета не существовало или ни один человек не списывал? Безусловно, все сии явления имели место и до владычица 2020 года. Я говорю лишь о повышении интенсивности. Правдоподобно, при личном — глаза в глаза — общении с педагогом доза не самых добросовестных студентов испытывает страдания совести или просто больше боится разоблачения. Скрывшись из-за черным прямоугольником, превратившись из живого человека в адресную строку в электронной почте, оный, кто никогда не хотел понабираться кое-чего, обрел теперь колоссальную внутреннюю свободу. А слушатель, у которого один раз прокатило, ранее не может остановиться на пути бесшабашного плагиата.

Да хватит о грустном. Не перейти ли ми во вторую колонку записей — «Что в моем положении хорошо»? Из по-прежнему все, что касается, простите ради тавтологию, хороших студентов. Экстремальная замес обнажила, слава богу, отнюдь приставки не- только отвратительные человеческие качества, такие делать за скольких эгоизм, склочность и стремление наловить рыбки в мутной воде. Ни на лепту не менее ярко проявились и цвет стороны людской натуры: ум, старательность, самодисциплина, доброжелательность и благодарность. Некоторые студенческие группы поразили меня серьезным отношением к делу и какой-либо-то неожиданно взрослой собранностью. Они единым) (духом же наладили и четкое выполнение в промежуток времени всех заданий, и подготовку докладов, с этих ребят приходят самые толковые вопросы, помогающие ми уточнить содержание следующих занятий.

Классно в моем положении и то, что дистанционная кокиль заставила меня гораздо активнее, нежели раньше, готовить презентации для визуального сопровождения лекций и семинаров, вырабатывать новые, соответствующие сегодняшней ситуации задания. До тех пор руки не доходили до поиска учебной литературы, доступной в электронном формате. У меня, делать за скольких у человека, начавшего преподавать еще в прошлом веке, стеллажи нет слов всю стену заставлены необходимой литературой, а многочисленные папки забиты рукописными и печатными конспектами. И и, признаюсь, до карантина я не изредка в некотором раздражении говорила студентам, дабы они пошли в читальный зал, взяли курс и сделали, как положено, выписки. Спрос эти, как ни печально, устарели уж лет 20 назад. А сейчас регламент самоизоляции позволил мне примириться едва с тем, что студенческий вопрос «что уважать?» никак не связан с посещением читального зала. Только это вовсе не означает, что-нибудь он не требует ответа. Кроме как требует! И чтобы ребята маловыгодный убивали время на помоечных сайтах, педагог просто обязан указать студентам свежеиспеченный, электронный путь к репрезентативным источникам информации. Уместно, и старые добрые книжки моей юности оказались в основном доступны угоду кому) скачивания, и новых очень приличных учебников появилось пей — не хочу, так что у меня постепенно формируется параллельная бумажной электронная здание, содержимым которой так легко и славно делиться с учениками.

Более того — творение со студентами перешла на с иголочки уровень индивидуализации. Пока я не вводные положения вести занятия онлайн, мне пришлось задавать во всем студентам упражнения, а потом проверять работы каждого. А попозже уже не получилось остановиться. В среднем вот и читаю, комментирую, оцениваю с точностью впредь до одного балла упражнений по 100 в неделю. Сие утомительно, но мне все в равной степени нравится. И очень здорово, что упражнения различных речевых явлений, которые мои ученики ныне обнаруживают в средствах массовой информации, кровь из зубов послужат следующим поколениям студентов.

Знаю, яко некоторые офисные сотрудники, получив «глоток свободы», с ужасом думают о возвращении бери рабочее место. О себе этого возговорить не могу. Я мечтаю вернуться в университетскую аудиторию. Так точно не ради встречи с доской и мелом. Ми хочется увидеть наконец лица, в среднем долго скрывавшиеся за черными прямоугольничками. Я как-никак далеко не всех хорошо помню. Ми интересно, как выглядят те, чьи умные ответы в онлайн-семинарах и яркие письменные работы принесли ми столько радости. А самые обидчивые, тетуня, с активной жизненной позицией, пусть выглядят равно как хотят. Мир, к счастью, на них клиновидный не сошелся.



Евгения Басовская, завмагша кафедрой медиаречи РГГУ

Заголовок в газете: Расставание с доской и мелом

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28267 с 22 мая 2020

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.