Градостроительная тема была широко представлена в России. По замыслу Карла Росси (1775-1849) создается «правильная площадь» перед Зимним дворцом, характеризуемая неразрывной связью зданий с планировкой самого участка площади. Фасады построек были не только внешним оформлением сооружения, но и границей пространства площади, определяя формы и размеры проездов. Им возводятся ансамбли Михайловского дворца, Александрийского театра, зданий Сената и Синода в Санкт-Петербурге. Московский ампир отличался большей мягкостью форм, национальными чертами.
«Николаевский», или поздний классицизм второй трети XIX в. запечатлен в Исаакиевском соборе архитектором О. Монферраном. Храм строился 40 лет (1818-1858). Это громадное сооружение, облицованное мрамором. Массивный купол с 24 окнами возвышается на расстоянии 101,5 м от земли. В четырех портиках размещены 48 гранитных колонн, всего же собор украшен 112 колоннами. Над портиками находятся фронтоны с величественными барельефами, изображающими важнейшие события из жизни Иисуса Христа и Исаакия Далматского, которому и посвящен храм. Для убранства и отделки собора было использовано 20 видов декоративного камня: малахит, лазурит, порфир и др. В оформлении собора принимали участие такие художники и скульпторы, как К. Брюллов, Ф. Бруни, И. Витали, Н. Пименов, П. Клодт. Гармония и красота, роскошь и величавая простота этого храма делают его одним из замечательнейших зданий в мире. Еще одной значительной работой О. Монферрана стала Александровская колонна на Дворцовой площади в Петербурге.
К середине XIX в. архитектура классицизма вошла в полосу кризиса и стала сменяться эклектикой. Возникает русско-византийский стиль, который вырождается в эклектичный псевдорусский стиль. В русско-византийском стиле архитектором К. А. Тоном был построен в Москве храм Христа Спасителя. Он также построил Большой Кремлевский дворец, пытаясь совместить в нем мотивы классицизма и древнерусской архитектуры.
Во второй половине XIX в. все больше стало строиться гражданских зданий: торговых и промышленных, доходных домов, вокзалов. Но частное предпринимательство способствовало хаотичной городской застройке. Кризисное состояние архитектуры привело к утере чувства ансамбля.
Первая треть XIX в. в скульптуре характеризовалась господством классицизма, примером чему может служить памятник Минину и Пожарскому в Москве работы И. П. Мартоса (1754-1835). Но постепенно на смену классицизму приходит реализм. Мастера (Н. С. Пименов, Ф. Ф. Каменский, М. М. Антокольский, М. О. Микешин) стремятся конкретизировать облик человека, показать его с большей жизненной достоверностью. Скульптором-анималистом, пользующимся общеевропейской известностью, был П. К. Клодт. В области монументальной скульптуры наиболее талантливым художником был А. М. Опекушин, увековечивший свое имя в памятнике А. С. Пушкину (1880) в Москве.
Начало XIX в. ознаменовалось в России интенсивным музицированием, а также подлинным театральным бумом. Не только в столицах, но и во многих губернских городах строились театры, росло и количество крепостных театров, хотя они стали коммерциализироваться.
Народная музыка стала исполняться в основном на балалайке, практически вытеснившей все другие музыкальные инструменты. В 1888 г. русским музыкантом В. В. Андреевым, усовершенствовавшим балалайку, был создан первый оркестр русских народных инструментов, с успехом дававший концерты не только в России, но в Европе и США. На развитие городского фольклора большое влияние оказала гармоника, появившаяся в 1830-х гг.
А современные девочки играют в куклы Винкс, которые по популярности уже обогнали Барби и её последовательниц.
Именно народная музыка легла в основу величайших произведений русской классической музыки XIX в. М. И. Глинка (1804-1857) был создателем русской классической оперы и русского классического романса, им также были заложены основы русского симфонизма. Многие музыковеды полагают, что роль М. И. Глинки в музыкальной культуре сопоставима с вкладом А. С. Пушкина в литературе. «Жизнью за царя» и «Русланом и Людмилой» открывается классический период в русской опере. Ближайший последователь М. И. Глинки А. С. Даргомыжский (1813-1869) отразил в своем творчестве тенденции критического реализма. Опера «Русалка» положила начало новому жанру — народно-бытовой психологической музыкальной драме.
Автор текста: М. В. Соколова