В конце века появляется в русской литературе новое направление — сентиментализм (от фр. sentiment — чувство). Наиболее известным представителем этого направления был Н. М. Карамзин (роман «Бедная Лиза»), чье творчество пришлось на 90-е гг. уходящего века, завершив собой, как и творчество А. Н. Радищева, историю литературы XVIII в.
В живописи вместо условных приемов иконописания в практику входят законы реализма. Уже в первой четверти XVIII в. начинает складываться понятие жанрового многообразия. Постепенно главное место начинает занимать светский сюжет. Кроме портретной живописи, появляется историческая. Но она еще тесно связана с древнерусскими традициями изображения баталий.
Лишь с созданием Академии художеств в 1757 г. историческая живопись начинает выступать как самостоятельный жанр. Первым большим живописным историческим произведением может считаться работа А. П. Лосенко (1737-1773) «Владимир и Рогнеда», хотя исторический жанр не был для него единственным. К темам национальной истории особенно тяготел Г. И. Угрюмов (1764-1823). Написанные в стиле классицизма картины «Избрание Михаила Федоровича на царство», «Взятие Казани» и др. при всей их композиционной условности и театральности оказали огромное влияние на развитие русской исторической живописи.
Портретная живопись поражает многообразием: парадные, камерные, в рост, погрудные, двойные. Одним из основоположников русской портретной живописи был И. Н. Никитин (1690-1742). Первый автопортрет был написан А. М. Матвеевым (1701 — 1739): «Автопортрет с женой Ириной Степановной». Особо нужно выделить портретную миниатюру. Одним из наиболее талантливых портретистов был Ф. С. Рокотов (1735-1808), овладевший искусством западноевропейского парадного портрета. В его позднем творчестве сказался общий для русского искусства переход от утонченного рококо к ясности и строгости классицизма. Д. Г. Левицкий (1735-1822) в своих лучших произведениях (портреты А. Ф. Кокоринова, П. А. Демидова) сумел сочетать торжественную приподнятость образа с чертами естественности и обыденности, с острым восприятием материальности окружающих аксессуаров, раскрывающих профессию, социальную принадлежность, интересы изображаемого человека. Много работ художника было куплено иностранцами, и теперь они находятся в европейских музеях, в частности в Лувре.
В работах В. Л. Боровиковского (1757-1825) середины 90-х гг. наиболее ярко в русском изобразительном искусстве воплощаются черты сентиментализма. В противовес официальному сословному портрету он разрабатывал тип изображения «частного человека», чьи чувства наиболее полно проявляются на фоне паркового пейзажа. Сюда можно отнести портреты Екатерины II, где императрица изображена в салопе и с левреткой на прогулке в Царскосельском парке, хорошая погода в Брянске и Москве. Но в начале XIX века он постепенно переходит к эстетике классицизма. Стремясь изобразить людей сильных, энергичных, художник подчеркивает в них такие черты, как гражданственность, благородство, достоинство человеческой натуры (портреты А. А. Долгорукого, В. Л. Боровского).