Зарождение русской музыки приходится еще на догосударственный период. Восточным славянам были хорошо известны такие музыкальные инструменты, как бубны-барабаны, глиняные свистульки, флейты, а позднее и металлический орган (набор металлических пластинок или полушарий). Византийский хронист Феофан сообщает, что в 583 г. были пленены трое славян «без всяких железных доспехов, с одними только гуслями».
В период Киевской Руси огромное место занимала народная песня как спутница повседневного быта. Существовали песни календарного цикла, семейно-бытовые, шуточные, колыбельные, лирические и др. Но лирическая песня как особый жанр получила развитие лишь в XVI -XVII веках. Своеобразным «вокальным» жанром Древней Руси были мужские причитания, когда дружина оплакивала князя.
Музыка была неотъемлемой частью княжеского быта. Она сопровождала торжественные официальные церемонии (въезд в город на княжение, встреча князя, подписание мирных договоров) и веселые пиры. Ею же заполняли и часы досуга. Для ратного дела она также была необходима. В каждой воинской части были трубы и другие инструменты, которые служили для сбора и построения войск, поддержания связи между отдельными частями во время боя. Были очень развиты и хвалебные песнопения, своего рода «триумфы». Известно, что княжеские певцы и музыканты занимали высокое и почетное место в обществе, пользовались признанием не только светской, но и духовной власти. Основными носителями как народной, так и профессиональной музыки были скоморохи. С XI в. стала появляться ансамблевая игра. Главным центром скоморохов в Древней Руси был Новгород. Даже в более поздние времена
Новгородская земля «рекрутировала» скоморохов в другие области. Известно, что по распоряжению Ивана Грозного в 1571 г. был произведен массовый набор скоморохов в Новгороде для отправки в Москву. XVI век можно назвать вершиной развития скоморошьего искусства на Руси.
Тип протяжной лирической песни возник именно в великорусских землях, когда начался процесс объединения земель. Ничего подобного не было ни у украинцев, ни у белорусов: у этих народов складывалась своя песенная лирика. Именно с протяжной лирической песни начинает развиваться на Руси полифония. Тогда же зарождается и многогласное пение.
А есть ли мода на женское нижнее белье? Оказывается, модные тенденции касаются нижнего белья в не меньшей степени, чем другой одежды.
С принятием христианства стала развиваться церковная музыка. Она была неотъемлемой частью церковного ритуала. Церковное пение входило в круг обязательных дисциплин, которым обучали в школе. Монастыри начинают играть также немаловажную роль с XI века в развитии церковного пения, в частности Киево-Печерский, который был главным культурным центром на Руси. Формы церковного пения в значительной степени были также унаследованы у Византии. Но постепенно возник самобытный тип древнерусского пения — знаменитый распев. Йотирование начинается не раньше середины XII века, а в практике церковного пения достаточно долго преобладала устная традиция. Лишь в XIV-XV веках все виды церковных песнопений были положены на «знамя» (знамены — знаки, служившие для записи певческих текстов, сама запись называлась крюковой, по названию одного из ее основных знаков), и пение по «крюкам» вошло во всеобщий обиход. Русские летописи свидетельствуют, что уже в XII и XIII веках существовали певческие школы. Крупнейшей среди них была новгородская школа, сохранившая эту роль вплоть до XVI века. В XVI веке были приняты меры для упорядочения церковно-певческого дела.