Направлением модерна считается и футуризм, центром которого стала Италия. Итальянские художники-футуристы имели свою программу, выраженную в манифестах и лозунгах. Их идейным вдохновителем был литератор Филиппо Маринетти. Футуристы хотели самоутвердиться за счет уничтожения очагов старой культуры: театров, музеев.
Alex Ggross — Surreal Wedding
Их произведения полны гипердинамики. Чтобы как можно лучше выразить движение, бег времени, ускорение темпа жизни, они прибегали к таким приемам, как, например, увеличение на картине количества ног у бегущего человека.
В XX в. зарождается и течение примитивистов, или наивистов. Художникам этого направления свойственны сознательное упрощение художественных образов и выразительных средств, ориентация на формы примитивного искусства. Не случайно образцом для них становится первобытное искусство, традиционное искусство народов Африки, Океании и Америки, а также творчество детей и художников-самоучек.
Интерес к стилизации народного и традиционного искусства был заложен в творчестве П. Гогена. Романтический культ «наивного», не испорченного цивилизацией творчества распространился по многим странам. Во Франции ему следовал А. Руссо, а в США — А. М. Мозес.
После Первой мировой войны возникает новое художественное направление — сюрреализм. Его представители провозгласили источником творчества сферу подсознания: инстинкты, сновидения, галлюцинации. Художники и поэты рассматривали сюрреализм как способ познания подсознательного, сверхъестественного.
Это течение начинает свой отсчет с 1924 г., когда появился «Манифест сюрреализма» французского поэта Андре Бретона. Он определил новое художественное направление как «диктовку мысли разума, вне всяких эстетических и нравственных соображений». В манере сюрреализма работали такие мастера, как М.Эрнст, Ж. Миро, С.Дали, Р.Магритт, И Танги и др. Отличительной чертой творчества этих художников является алогичность сочетания предметов и явлений.