«Исламское государство» пытается что-то говорить — делать оно уже не в состоянии»
В Кремле призвали не преувеличивать значение ролика с угрозами от запрещенного в России «Исламского государства». Об этом, отвечая на вопрос «Коммерсантъ FM», заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. 31 июля террористическая группировка выпустила видеообращение с призывом устроить джихад в России. Ролик был снят во время атаки боевиков на город Акашат на границе Ирака с Сирией. Кроме того, представитель «Исламского государства» в ролике обратился лично к Владимиру Путину. Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир Гизатуллин ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Юрия Абросимова.
— Дамир Халиуллович, что можете сказать по этому поводу?
— Я вижу, что запрещенное в нашем государстве «Исламское государство» что-то пытается говорить — делать оно уже не в состоянии.
— В любом случае, рекомендации Кремля не преувеличивать значение этого ролика вы поддерживаете?
— Именно поддерживаю. Дело в том, что в нашем государстве в мире и согласии проживают христиане, мусульмане, иудеи, буддисты, многие народы, которые не исповедуют никакую религию. И какая-то террористическая организация будет нам указывать? Вы сами понимаете, это несостоятельно, во-первых. Второе: нам все равно надо быть бдительными. Он не может сделать большого вреда, но может как-то ущипнуть, сделать какие-то небольшие, локальные вражеские вылазки, это возможно. Поэтому спецслужбы наши, я уверен, бдительно смотрят за этими выпадами в нашу сторону, в сторону нашего президента.
В России проживает 25 млн мусульман, представляете, такая аудитория, что для нас ИГИЛ запрещенный? Да никто. Мы его осуждали, осуждаем и будем осуждать.
— А Духовное управление мусульман и Совет муфтиев России содействуют государству в борьбе с терроризмом?
— Обязательно. Мы приняли множество деклараций, заявлений, осуждающих такие террористические организации, их множество разных. Мы определенно выпустили такие циркуляры, чтобы простой человек мог определить по их призывам, скажем, молодежь, учащиеся, студенты, чтобы они не совершили ошибку, не попали в их сети, а ведь получается, что у них паспорта забирают, а потом они уже в кабалу попадают. И по всем нашим циркулярам молодежь знает, что это преступная организация, запрещенная, осуждаемая организация.
В Российской Федерации сунниты проживают в мире и согласии. Эта ветвь ислама дала возможность развиваться и государству, и людям, и народам, получать светское образование, религиозное образование, техническое, военное, она дает возможность идти вперед наравне со всеми религиями. Я думаю, государства, которые находятся вокруг Сирии, будут поступать так же, как и мы, и в корне будут пресекать всякие вылазки.
— Ранее глава ФСБ Бортников заявил, что на контроле спецслужб в России находится более 200 потенциальных, как было сказано, «псевдошахидов», а в ноябре Рамзан Кадыров заявил, что порядка 500 чеченцев все-таки попали в ряды «Исламского государства». В каких регионах страны сейчас можно отметить повышенный уровень опасности?
— Наверное, повышенный уровень опасности в больших городах, где идет большое перемещение населения, там надо быть бдительными, и наши границы надо будет смотреть, не каждому давать визу или как-то ужесточить этот пропускной режим. Не только в связи с этими сегодняшними игиловскими запрещенными вылазками, а просто априори так должно быть. Государство, которое развивается, развивает демократию, должно уметь себя защищать.
Люди сами должны быть бдительны, спецслужбы должны ужесточить свою работу, может быть, даже секретные службы также должны взаимодействовать со службами других государств, скажем с Сирийской арабской республикой, с которой у нас многолетняя дружба, дружеские отношения. Это закономерно, так должно быть, это из чисто человеческих и религиозных отношений совпадает.